история судомеханического колледжа
Санкт-Петербургский
судомеханический колледж
Эта статья была написана преподавателем техникума Трутневым Владимиром Вениаминовичем и заместителем директора по учебной работе Двойниковым Михаилом Ивановичем для журнала "Судостроение" и опубликована в 1990 году в 10 номере журнала.

Ленинградскому ордена "ЗНАК ПОЧЁТА" судостроительному техникуму - 60 лет

23 июля 1930 года постановлением №237 ЦИК СНК СССР "О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабфаков" был образован Ленинградский судомеханический техникум с дневным и вечерним отделениями. Этой новой среднетехнической кузнице корабельных кадров, вошедшей в подчинение Наркомата путей сообщения, вменялось в обязанность обеспечивать важнейшие предприятия судостроения Ленинграда, Северо-Западного и Северо-Европейского регионов страны.[1]

Практическую работу по организации техникума возложили на объединение «Судоверфь». Исполком Ленгорсовета выделил здание школы ФЗУ № 222 на Косой линии. Директором назначили видного советского судостроителя Богданова, сразу же приступившего к формированию преподавательского коллектива. Заместителем директора по учебной части назначили В. Н. Баранова, председателем судокорпусной предметной комиссии (так тогда назывались факультеты) — профессора Л. А. Архипова, судомеханической — Н. А. Денисова, историко-филологической — профессора В. А. Краснова. На должности преподавателей пригласили следующих специалистов: кандидата технических наук Стукана (сварочное производство), профессоров Сурвилло (сопромат) и Каменградского (котлы и турбины), А. М. Муша (физика), П. С. Хмельникова (паровые машины), Э. Ф. Фалька (преподаватель немецкого языка). О других преподавателях 1930 г. сведений нет.

1 октября 1930 г. к занятиям приступили 105 учащихся, из иих женщин— 34, 5 членов ВКП(б), 32 — ВЛКСМ; социальный состав — 58 рабочих и их детей, 10 крестьян и колхозников, 6 детей специалистов и 31—из семей служащих [2]. Подготовка шла на корпусном и механическом факультетах, которые делились на ряд узких специальностей; так, например, первый из них имел отделения конструкторов и производственников; в курс обучения, рассчитанный на три года, входили и такие дисциплины, как вспомогательные механизмы, паровые машины, котлы, дизели. В конце года было образовано вечернее отделение (без отрыва от производства), считавшееся самостоятельным; однако в марте 1931 г. его объединили с дневным, в результате чего число занимавшихся возросло до 674. Со второго курса началась практика на ленинградских судостроительных заводах. Первый выпуск состоялся в 1934 г., дипломы техников-судостроителей получили 105 учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что выпускники 30-х годов внесли большой вклад в развитие советского судостроения, многие отличились в годы Великой Отечественной войны; среди них следует назвать Н. П. Пегова, В. И. Ефимова, ныне лауреатов Государственной премии СССР, E. Н. Литонова. Об их вкладе в развитие судостроения и приближение победы уже подробно расcказывалось [3]. Выпускник техникума П. Л. Яременко — один из авторов проекта первых в нашей стране морских паромов типа «Сахалин». В те же годы формировались династии судостроителей, среди которых в первую очередь следует назвать Сорокиных, о которых рассказывает книга [4].

В 1941—1945 гг. дипломы защитили более 40 чел., причем не только по корпусостроению, но и по приборам управления артиллерийским огнем, точного приборостроения и радиотехнике. Многие преподаватели и учащиеся принимали участие в боевых действиях в составе 264-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона на Ленинградском фронте. Среди них следует назвать В. М. Леонтьева [5]; смертью храбрых погибли под Сталинградом Сергей Кириллов, Павел Трофимов, Иван Галита, Александр Башмаков и многие другие. Воспитанники техникума принимали участие в строительстве оборонительных сооружений. В тяжелых условиях блокады в декабре 1942 г. состоялся очередной выпуск. Все выпускники участвовали в обороне Ленинграда, среди них — М. Голиков, Б. Соколов, Г. Романов.

После войны, когда назрела необходимость усилить подготовку кадров без отрыва от производства (1946—1949 гг.), было создано пять филиалов при таких крупнейших заводах, как Балтийский, Адмиралтейский, «Судомех» и другие. 23 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление о размещении техникума в разрушенном здании, расположенном на Курляндской улице, 39. В восстановлении участвовали не только строители, но и преподаватели, учащиеся, служащие, среди последних особо отличилась Л. П. Острякова. В поднятом из руин доме техникум находится поныне.

Продолжая славные традиции выпускников 30-х годов, следующие поко-ления вносили и вносят свой вклад в развитие науки и судостроительной промышленности. Известный ученый физик Ю. Н. Денисюк (выпуск 1947 г.) — один из основоположников голографии, доктор физико-математических наук, член-корреспондент АН СССР лауреат Ленинской и Государственной премий; В. Н. Шершнев (выпуск 1948 г.) —директор производственного объединения «Балтийский завод», лауреат Государ-ственной премии СССР; А. П. Козлов, начавший трудовую деятельность на «Эре», в 1961 г. окончил вечернее отделение, а через 18 лет возглавил это предприятие; И. В. Иванов (выпуск 1963 г.) удостоен высокого звания лауреата Государственной премии СССР. Весь наш коллектив гордится тем, что десять выпускников удостоились звания лауреатов Государственной премии, четверо — Героя Социалистического Труда, более 700 стали кавалерами орденов и медалей.

Некоторая реорганизация техникума в 50-е годы помогла упорядочению учебных процессов. Следует отметить, что именно тогда начала ощущаться потребность в высококвалифицированных специалистах рыбной промышленности, что объяснялось развитием китобойного флота. Только на плавбазы «Слава» и «Алеут» техникум направил 80 своих воспитанников. В 60-е годы получила дальнейшее развитие учебно-материальная база, пополнили состав преподавателей такие специалисты своего дела, как Д. А. Кузьмин, Б. Н. Пираниан, Н. Ф. Фролов и другие, которые трудятся и по сей день.

Педагогическую и воспитательную деятельность наши лучшие преподаватели совмещают с научной работой; так, Н. Ф. Пузанов удостоен Государственной премии СССР за создание и внедрение в серийное производство газогенераторного буксирного катера; Н. Ф. Фролов и В, М. Леонтьев — авторы учебника «Технология судостроения и судоремонта», «Техническое черчение и судостроительные чертежи» написал заведующий вечерним отделением Л. П. Никольский; всего на счету наших преподавателей 47 ценных учебников. В 1967 г. техникум был занесен в Книгу почета учебных заведений Министерства судостроительной промышленности.

Особое внимание уделяется развитию научно-технического и художественного творчества учащихся, их работы отмечались на ВДНХ СССР дипломами II и III степеней. Творческая деятельность помогает выпускникам и в практической работе; так, например, выпускник 1972 г. Ю. Н. Никоноров награжден грамотой НТО и серебряной медалью ВДНХ; успешно занимался созданием машины с программным управлением для кислородной и плазменной резки выпускник 1979 г. А. Н. Герасимов; изготовленная учащимися модель крейсера «Аврора» экспонировалась на выставке в Братиславе (Чехословакия).

16 декабря 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в подготовке высококвалифицированных специалистов техникум награжден орденом «Знак Почета». Подготовка сейчас ведется по следующим специальностям: судовая автоматика, судовые машины и механизмы, судокорпусостроение, электрооборудование судов, приборы и судовые аппараты, планирование на предприятиях машиностроительной промышленности (только на вечернем отделении); работает филиал в Выборге. Все наши кабинеты и лаборатории оснащены современными научно-техническими средствами, в этом году оборудована компьютерная лаборатория. Не чуждаются будущие корабелы и общественно-полезного труда; так, за существенный вклад в выполнение продовольственной программы коллективу три года подряд вручается Красное Знамя победителя социалистического соревнования; ежегодно формируются стройотряды, и один из них (1989 г.) выезжал в Болгарию. Теоретическая подготовка органично сочетается с производственной практикой — учащиеся работали на постройке атомных ледоколов «Россия», «Советский Союз», «Октябрьская революция», «Вайгач», принимали участие в восстановительном ремонте крейсера «Аврора».

Музей истории техникума, созданный в 1984 г., широко пропагандирует славные традиции коллектива, сложившиеся в течение 60 лет. Вступая в новое десятилетие трудовой деятельности, наш коллектив следует четкой программе подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена судостроительной промышленности.

ЛИТЕРАТУРА:
  1. ЦГАОР, ф.5446, оп. 11, д. 2901 а, л. 40.
  2. Баранов В. Ленинградский судостроительно-механический техникум//Судостроение. 1935. №4.
  3. На стапелях под огнём. Л.:Лениздат, 1986.
  4. Итигин А.С. Фальшивые драгоценности. М.: Политиздат, 1984.
  5. Корабелы в боях за город Ленина. Л.: Лениздат, 1971.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
  1. Видео о колледже
  2. Видеорепортаж о праздновании 75-летия колледжа